КАК МЫ ПОНИМАЕМ ЕДИНОБОЖИЕ

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир венцу пророков и посланников, а затем:

Поистине Аллах Всевышний создал людей и послал к ним посланников лишь для того, чтобы они поклонялись одному только Ему, Аллах Всевышний сказал:

«Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись».
(Рассеивающие, 56).

Горького сожаления достойно то, что простые мусульмане из числа невежественных людей не постигли истинного смысла поклонения. По своему невежеству они начинают поклоняться не Аллаху Всевышнему и вследствие этого впадают в грех большого многобожия, ставящий человека вне религии.

Подобное имеет место, когда они со страхом и покорностью обращаются со своими мольбами к покойным пророкам, друзьям Аллаха и праведникам, просят их о спасении, приносят им жертвы и обеты и совершают в знак почитания обходы вокруг могил и саркофагов подобно тому, как они совершают обход вокруг почитаемой Каабы, ибо именно это и является поклонением, даже если они и называют подобные действия испрашивание благословения и обращением с просьбами.

Однако если невежественные и простые люди впадают в многобожие такого рода в силу своего невежества и того, что они не смогли постичь, в чем состоит смысл такого понятия как поклонение, то этому невежеству еще можно найти какие-то оправдания.

Но чем можно оправдать крупных учёных, понимающих, в чем состоит истинный смысл поклонения, и в глубине души осознающих, что то, в чем погрязли простые люди, является большим многобожием, которое ставит человека вне религии, и вместе с тем издающих решения, в которых говорится, что многобожие, проявляющееся в слова, делах и убеждениях таких людей, является не чем иным как подходящим средством добиться расположения и выражением любви к пророкам, друзьям Аллаха и праведникам?!

Более того, в своем стремлении еще больше укрепить это многобожие в сердцах простых людей, берущих с них пример, такие учёных и сами совершают поступки многобожников во время придуманных людьми ежегодных празднеств по случаю дня рождения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и других подобных праздников.

Неужели же не боятся Аллаха эти учёных, скрывая истину и побуждая людей к неверию?!

Можно ли представить себе, что они совершают такой грех, нанося ущерб самим себе и простым людям, только ради каких-то ничтожных денег или недолговечного возвышения?

Поистине, такие ученые сами сбились с пути и сбивают с него других!

А затем, о уважаемый читатель:

Поскольку я отношу себя к числу знающих об этой внушающей страх истине, нашедшей свое выражение в принявшем ужасающие масштабы распространении большого многобожия в разных концах мусульманского мира, я обратился к Аллаху Всевышнему с просьбой о благословении и, уповая на Него, издал это послание, назвав его «Как мы понимаем единобожие» и питая надежду на то, что Аллах Всевышний примет от меня этот труд.

Я надеюсь, что это послание принесет пользу тем рабам Его, которые сбились с пути из-за того, что обладали каким-то знанием, или потому, что не обладали им.

Поистине, это послание является моей скромной попыткой вывести из мрака многобожия к свету единобожия тех, кого угодно будет вывести Аллаху Всевышнему, а Он - прекрасный покровитель и прекрасный помощник.

Обязательно порвутся связи ислама одна за другой, если появятся в исламе те, кто не знает, что такое джахилиййя.
(Умар бин Аль-Хаттаб)

Он был весьма религиозным человеком и наряду с простотой и кротостью отличался необыкновенной прямотой.

Я всегда полностью соглашался с ним, и мы не расходились во мнениях ни в чем, если не считать вопроса с допустимости обращения с просьбами о помощи спасении не к Аллаху, а к покойным, и принесении им жертв и обетов.

Именно из-за этого между нами и разгорелся спор, и из его слов мне стало ясно, что он, как и многие другие, считает все это если не желательным, то, по крайней мере, допустимым.

Однажды он сказал мне:

- Ты знаешь, что я обращаюсь с мольбой только к Аллаху и никогда не обращался к Нему по поводу того, что не имело отношения к моим делам.

Я ответил:

- Да, и именно поэтому я желаю тебе блага и ожидаю от тебя блага, ибо такой умный человек как ты не должен упускать из виду пагубные последствия глупостей, совершаемых простаками, которые приносят жертвы смотрителям могил и торговцам гробницами.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МНОГОБОЖИЕМ ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ НЕ К АЛЛАХУ, А К ЕГО ДРУЗЬЯМ?

Он сказал:

- Но вместе с тем, как я уже не раз говорил тебе, я до сих пор не могу допустить, что обращение с мольбой к покойным и просьбы их о спасении, особенно если речь идет о друзьях Аллаха, пророка и праведниках, является многобожием, ставящим человека вне религии, если только люди, которые делают это, не считают покойных способными наносить вред и приносить пользу, творить и созидать, оживлять и умерщвлять, а также делать и нечто иное, не предопределенное самим Аллахом.

И мы часто вступали с ним в подобные споры, но в большинстве случаев они продолжались недолго, не отличались глубиной и ни один из нас не мог ни в чем убедить другого.

Однажды он сказал мне:

- А что если нам с тобой заняться исследованием этого вопроса, откровенно поговорив ибо всех его аспектах и условившись между собой, что мы будем свои чувства, так как люди лишь тогда и сбиваются с пути, когда начинают поддаваться воздействию чувств и идут на поводу у собственных страстей?

Я сказал ему:

- Клянусь Аллахом, я давно уже ждал этого потому, что хочу открыть тебе кое-какие тайны и загадки, являющиеся причиной твоего замешательства и сомнений, и именно поэтому ты видишь, что я буду счастлив подобно обсудить с тобой этот вопрос.

Он воскликнул: Очень хорошо! - а потом продолжил так:

- Что именно вы думаете об этом? И какие бесспорные доводы дают вам основания для обвинения в неверии тех, кто идет этим путем, то есть путем обращения с мольбой к покойным, просьб о спасении у пророка и праведников и принесения им жертв и обетов, и вынесения суждений о том, что из-за этого они оказываются вне религии? Я ответил:

- Мы думаем, что в этом вопросе прежде всего необходимо следовать тому, что сказано в священном Коране, поэтому наши суждения не являются выражением наших собственных взглядов или придуманных нами же теории. Они полностью основываются на суждениях, высказанных в этой вечной Книге, к которой ложное не может подобраться ни спереди, ни сзади.

Не мы, а священный Коран выносит суждение о неверии тех, кто поклоняется могилам, и обвиняет их в многобожии.

Как обычно сохраняя спокойствие, он сказал мне:

- Не стоит повторять этого, так как я уже слышал это от вас, но я считаю подобное всего лишь утверждениями, которые без доказательств неприемлемы. Но где же эти подробные и убедительные доказательства? Это слишком серьезная тема, чтобы просто бросать слова на ветер! Вы же осмеливаетесь обвинять мусульман в неверии столь поспешно и бездумно, что это уже привело к возникновению среди них смуты, из которой они до сих пор не в состоянии выбраться!

ЛОЖЬ ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ МОГИЛАМ

Я сказал ему:

- Вы никак не можете избавиться от вводящей в заблуждение пропаганды, и это мешает вам обвинить таких людей в неверии и заставляет вас думать о нас таким образом.

Конечно, вы вольны в своих суждениях и можете называть то, что мы делаем, разжиганием смуты, безрассудством, поспешностью и вообще как вам будет угодно.

Однако все это никак не изменит очевидной истины, которая заключается в том, что мы являемся теми людьми, которые обратились к Книге Аллаха Всевышнего и стали относиться к ней так, как нам повелел делать это Аллах.

И мы увидели в ней то, что говорит Аллах о многобожниках прежних лет, и оказалось, что это полностью подходит и к тем, кто поклоняется могилам, обращаясь к покойным с мольбами и просьбами о спасении и унижаясь перед ними. Совершая обряды у могил и давая покойным обеты, эти люди тем самым приравнивают умерших к Аллаху, мы же не испытываем никаких сомнений, предостерегая людей от подобных действий и разъясняя им суть их. Мы не испытываем страха ни перед кем, когда во всеуслышание объявляем о том, что узнали, открыто говорим об этом и сеем рознь среди оспаривающих это, и нам безразлично, понравится это людям или они разгневаются на нас, ведь никогда еще довольство людей не было критерием истины, также как и гнев их никогда не являлся мерилом лжи.

РАЗРУШЕНИЕ СОМНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МНОГОБОЖНИКОВ И ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ МОГИЛАМ

Что касается доводов в пользу того, о чем мы говорили, повинуясь в этом Аллаху, то чтобы понять, в чем они состоят, тебе необходимо будет выслушать все, что я скажу далее.

Во-первых: Вы считаете, что обращение к покойным с мольбами и просьбами о спасении, а также принесение им жертв и обетов, чтобы они стали заступниками и посредниками перед Аллахом, не имеет отношения ни к многобожию, ни к неверию до тех пор, пока занимающиеся подобными делами верят в то, что Аллах является Господом и что нет помимо Него, Преславного и Всевышнего, творца и дающего средства к существованию, оживляющего и умерщвляющего, а также до тех пор, пока они будут убеждены в том, что сами по себе те, к кому они обращаются с мольбами помимо Аллаха, не могут ни повредить им, ни принести пользы.

Однако реальные факты доказывают, что подобная теория является ошибочной, а разрешать такие вещи неправильно, ибо это полностью противоречит основам ислама, что обязательно прояснится из того, что будет сказано далее, если это будет угодно Аллаху.

ИСТИННАЯ СУТЬ БОРЬБЫ МЕЖДУ ПРОРОКАМИ И МНОГОБОЖНИКАМИ

Человек, принявшийся за изучение перипетий борьбы, которая всегда разгоралась между пророками, особенно нашим пророкам Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, и многобожниками прежних времен, обнаруживает, что причиной и основным стержнем ее являлось вовсе не отрицание этими многобожниками самого факта существования Аллаха Всевышнего, слава Ему, и не то, что они не верили в Него.

К борьбе между ними приводило не то обстоятельство, что многобожники отказывались признать, что Аллах велик и высок и что Ему принадлежит власть надо всем, и не убежденность этих многобожников в том, что те, к кому они обращаются помимо Аллаха, могут подобно Аллаху принести им пользу или отвратить от них вред, ибо ничто подобное не приходило им в головы и никто из них не придерживался таких убеждений.

ВЕРА МНОГОБОЖНИКОВ В АЛЛАХА

На самом деле эти многобожники безусловно верили о существование Аллаха и признавали Его единственным Творцом. Иначе говоря, они были убеждены в том, что Аллах Всевышний является как их Господом, так и Господом всего сущего, что те божества и пророки, к которым они обращаются с мольбами помимо Него, не более чем Его рабы, которые не могут ни повредить им, ни принести пользу, и что вред и польза, смерть и жизнь зависят от одного лишь Аллаха Всевышнего, слава Ему, а никто из сотворенных Им не является для Него в этом ни соучастником, ни помощником.

Такова была вера многобожников прошлого в их Господа и такова была степень их единобожия, выражавшаяся в безусловном признании Его единственным Творцом. И в этом отношении степень единобожия тех, кто посещает и поклоняется друзьям Аллаха сегодня, ниже, так как они обращаются к лежащим в гробницах покойным друзьям Аллаха с покорными просьбами о помощи и спасении только в тех случаях, когда их постигают беды. Что же касается многобожников прошлого, то они поступали совсем не так, ибо они обращались к своим святым, воплощенным в виде изваяний и идолов только в обычных ситуациях, а если они сталкивались с трудностями и их постигало горе, то они обращались только к Аллаху, которому нет равного.

Тут мой собеседник рассердился и начал протестовать, говоря:

- Странно и удивительно, как же это может быть?

ЕДИНОБОЖИЕ АБУ ДЖАХЛЯ И АБУ ЛАХАБА

Абу Джахль и Абу Лахаб, а также их единоверцы-многобожники верили в Аллаха и были единобожниками в том смысле, что признали Его единственным Творцом и Подателем средств к существованию, Оживляющим и Умерщвляющим, Вредящим и Приносящим пользу, никого не приравнивая к Нему в этом!

Странными и удивительными являются утверждения о том, что Абу Джахль и Абу Лахаб в большей степени придерживались единобожия и искренне верили в Аллаха, чем те мусульмане, которые обращаются к друзьям Аллаха и праведникам, желая, чтобы они стали их заступниками перед Аллахом! Абу Джахль и Абу Лахаб больше придерживались единобожия и отличались более искренней верой, чем те мусульмане, которые говорят: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха»?! О человек, что же это и как осмеливаетесь вы открыто говорить эти опасные слова, ведь такие и подобные им крайности сделали вас врагами миллионов мусульман мира?!

Я ответил ему:

- В этом нет ничего странного и удивительного хотя бы потому, что это - факт, о котором ты узнаешь и с которым согласишься, если это будет угодно Аллаху, когда тебе станут известны другие факты, когда тебе будут представлены неопровержимые доводы и когда исчезнет то, от чего никак не может освободиться твой разум. Но когда это произойдет, ты избавишься от примесей закрепившегося в твоем уме обмана, которыми вы обманываете самих себя, считая подобные вещи аргументами и вескими доказательствами.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕДИНОБОЖИЯ МНОГОБОЖНИКОВ И ИХ ВЕРЫ В АЛЛАХА

Он сказал:

- Доказательства, друг мой, доказательства правильности того, что вы утверждаете, где они? Если то, что вы говорите, соответствует истине и многобожники действительно так верили в Аллаха, то в чем же заключается их многобожие, о котором говорит Аллах и за которое Он судил им вечно пребывать в пламени ада, сделав дозволенными для других их кровь и имущество и повелев своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, биться с ними на мечах и пронзать их копьями?

Я ответил ему:

- Разве есть другие доказательства этому, кроме Корана? Доказательства содержатся в этой вечной Книге, читая которую по утрам и вечерам ты вместе с миллионами тех, кто придерживается таких же взглядов и принадлежит к Исламу, поклоняешься Аллаху, но по-настоящему вы не вчитываетесь в эту Книгу и не понимаете ее!

ПРИЗНАНИЕ МНОГОБОЖНИКАМИ ТОГО, ЧТО ЛИШЬ АЛЛАХ ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЦОМ И ДАЮЩИМ СРЕДСТВА К ЖИЗНИ, ОЖИВЛЯЮЩИМ И УМЕРЩВЛЯЮЩИМ

Подтверждая тот факт, что многобожники прошлого верили в Аллаха Всевышнего, слава Ему, и считали Его Господом, Творцом, Питающим, Оживляющим, Умерщвляющим, Наносящим вред и Приносящим пользу, сам Всевышний сказал своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, об этих многобожниках следующее:

- А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю и подчинил солнце и луну?» -ни, конечно, скажут: «Аллах. До чего же они обольщены!
(Паук, 61).

Всевышний также сказал:

- А если ты их спросишь: «Кто низвел с небес воду и оживил ею землю после ее смерти?»- они, конечно, скажут: « Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большая часть их не разумеет.
(Паук, 6).

Всевышний также сказал:

- Скажи: «Кому принадлежит земля и все, кто на ней находятся, если вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели же вы не опомнитесь?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого трона?» Они скажут: «Разве вы не побоитесь?» Скажи: «У кого в руке власть надо всем, и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы очарованы!»
(Верующие, 86-91).

Всевышний также сказал:

- Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? Или - кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и мертвое из живого?» И они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»
(Йунус, 32).

Эти ясные аяты, друг мой, и являются нашим бесспорным доказательством того, что многобожники прошлого не отрицали существования Аллаха и не считали, что кто-то еще наряду с Ним участвует в управлении хоть чем-либо из того, что Ему принадлежит. Наоборот, они признавали Его единственным Творцом.

Ясным доказательством этого служит еще и то, что они не обращались к своим покровителям с просьбами даровать им жизнь, отсрочить смерть или послать спасение.

Кроме того, они не приближались к своим божествам, которых они избрали для себя покровителями, с просьбами о том, чтобы они предопределили им счастье или вычеркнули их из списка злосчастных, да и как они могли делить нечто подобное, когда они твердо верили в то, что такое зависит только от их Господа, которому принадлежит власть надо всем? А ведь именно об этом и говорится в вышеупомянутых аятах.

Благодаря этому неопровержимому доказательству вы должны понять ложность того несостоятельного условия, в силу которого вы не относите к числу многобожников того, кто обращается с мольбами не к Аллаху до тех пор, пока такой человек не начинает полагать, что те, к кому он обращается, могут повредить ему или оказаться полезными наравне с Аллахом.

Если бы подобное условие было действительным, а то, о чем вы говорите, было бы правильным с точки зрения Ислама, то Аллах, конечно, не вынес бы суждение о многобожии Абу Лахаба, Абу Джахля и их сторонников, так как то условие, которое вы выдвигаете, может послужить оправданием и для них, ибо они не считали, что те, к кому они взывают, могут повредить им или принести пользу, веря в то, что это во власти одного лишь Аллаха, о чем и говорится подробно в вышеупомянутых аятах Корана.

МНОГОБОЖНИКИ ПРОШЛОГО ОБЛАДАЛИ БОЛЬШЕЙ ВЕРОЙ, ЧЕМ МНОГОБОЖНИКИ НЫНЕШНИЕ

Доказательство того, что многобожники прошлого в большей степени придерживались единобожия и обладали более сильной верой, чем наши современники, поклоняющиеся могилам, также можно обнаружить в Коране, этой неиссякаемой сокровищнице и источнике неугасимого света, а об этих многобожниках Аллах Всевышний сказал следующее:

- И когда они плывут в судне, то призывают Аллаха, очищая перед Ним веру, а после того, как Он спасает их, доставляя на сушу, - вот они начинают кого-то приравнивать к Нему...
(Паук, 65).

Всевышний также сказал:

- А когда вас коснется на море зло, сбиваются те, к кому вы взывали помимо Него; когда же Он спасает вас, доставляя на сушу, вы отворачиваетесь. Поистине, человек неблагодарен!
(Ночное путешествие, 69).

Всевышний также сказал:

- Скажи: «Кто спасает вас от мрака суши и моря, к кому вы взываете со смирением и тайно: “Если Ты спасешь нас от этого, мы будем благодарными?» Скажи: « Аллах спасает вас от этого и от всякой беды, а потом вы приравниваете к Нему кого-то».
(Скот, 63-64).

Эти аяты и являются подтверждением того, что когда многобожники, о которых идет речь, выходили в море, подвергались опасности и ожидали беды, они забывали о своих божествах из числа их покровителей и других и переставали верить в них, обращаясь со своей верой только к Аллаху, взывая к Нему и только с Ним связывая все свои надежды, ибо они прекрасно знали, что те, к кому они взывали раньше помимо Него, ничтожны и не могут ничем помочь им в такие моменты. Более того, знали они и о том, что те, к кому взывали они помимо Аллаха, не в состоянии даже услышать их, о том, чтобы ответить на их мольбы.

Именно поэтому в подобных крайних обстоятельствах вся цепь ложных доводов, предлагавшихся им ранее, разрывалась, зато истина представала в своем полном блеске, а состоит эта истина в том, что в трудные моменты нельзя обращаться с просьбами об избавлении от беды абсолютно ни к кому, кроме одного лишь Аллаха.

КАК МОГЛИ МНОГОБОЖНИКИ ПРОШЛОГО В СЛУЧАЕ БЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К СВОЕМУ ГОСПОДУ, ЗАБЫВАЯ О СВОИХ БОЖЕСТВАХ?

Именно поэтому они и искали убежища только у Аллаха, обращаясь к Нему со своей верой, взывая к Нему, проявляя смирение, прося помощи лишь у Него и забывая о тех покровителях, которых они избрали себе божествами в дни благополучия, а делали они так потому, что твердо верили в то, что лишь Преславный и Всевышний Аллах может избавить их от гибели в пучине. По свидетельству Корана, такие многобожники искренне верят в Аллаха, пока им угрожает опасность, но когда они избавляются от нее и добираются до суши, они снова возвращаются к обычаям своих отцов и начинают опять обращаться со своими мольбами к кому-то еще наряду с Аллахом, также как начинают они приносить кому-то еще свои жертвы и обеты. Именно за это Аллах и упрекал их и поэтому назвал их многобожниками, сказав:

«,„а после того, как Он спасает их, доставляя на сушу, вот, они начинают кого-то приравнивать к Нему...»
(Паук, 65).

Таким были многобожники прошлого, если говорить о степени искренности их веры в Аллаха и их обращениях к Нему с мольбами, когда они бывали удручены или подвергались какой-нибудь опасности.

КАК МОГУТ НЫНЕШНИЕ МНОГОБОЖНИКИ ЗАБЫВАТЬ СВОЕГО ГОСПОДА В СЛУЧАЕ БЕДЫ И ОБРАЩАТЬСЯ К СВОИМ ПОКРОВИТЕЛЯМ?

Что же касается современных многобожников из числа поклоняющихся могилам, то они отличаются от многобожников прошлого, так как могилам, то они отличаются со своими мольбами к Аллаху и умоляют Его о чем-то только в дни своего благополучия.

Если же их охватывает печаль, или они попадают в трудное положение или не могут добиться желаемого, то забывают об Аллахе Всевышнем, слава Ему, вспоминают о своих покровителях, превращая их в божества, и смиренно являются к ним со своими мольбами, жертвами, обетами, страхами и надеждами.

Однако ни Аль-Бадави, ни Ар-Джиляни, ни Ар-Рифаи, ни Ат-Тиджани, ни Ибн Иса и никто другой из таких покровителей не слышит жарких возгласов тех, кто произносит их имена и обращает к ним свои искренние мольбы, если оказывается в беде.

Когда поклоняющиеся могилам выходят в море и подвергаются опасности, они забывают об Аллахе Всевышнем и Преславном и начинают поминать своих покровителей, спеша обратиться к ним с мольбами о спасении и избавлении и смиренно повторяя: «Помоги, о Бадави, о Джиляни, о Рифаи...» - и так далее, и ты можешь сам убедиться, что они беседуют с ними, будто находятся в их присутствии.

И если бы ты увидел, как в моменты страха и унижения они соревнуются друг с другом в принесении обетов покойным и обещают им принести жертвы у их могил, если они спасут их от гибели в морской пучине, то постиг бы всю степень низменности многобожия и низости неверия, которые смешивают со своей грязью и нечистотой достоинство человека, превращая его из разумного существа в нечто более низкое, чем животное.

Но можно ли вообразить себе нечто более низкое и одновременно унизительное, когда сначала человек сердцем своим отвращается от своего Творца и Подателя благ, от своего Господа, который видит и слышит человека, ибо не покидает его, а потом обращаются к истлевшим костям, которые не в состоянии защитить себя даже от набегов червей, сражающихся друг с другом, чтобы объесть мясо с этих костей, прося у них помощи и поддержки и моля их о том, чтобы они поспешили спасти человека от гибели в морской пучине? Истину изрек Аллах Всевышний, который сказал:

« Кто более заблуждается, чем тот, кто призывает помимо Аллаха тех, которые не ответят им до дня воскресения, ибо они небрегут их зовом».
(Пески,4).

Я много раз был свидетелем подобных глупых выходок, и мне было больно смотреть на эти комедии и поступки невежественных многобожников, обжигавшие мое сердце.

О СТОЛКНОВЕНИИ АВТОРА С ПОЧИТАТЕЛЯМИ МОГИЛ, КОГДА ОНИ ЧУТЬ БЫЛО НЕ УТОНУЛИ

Я видел много таких людей, которые во время плавания обращались к своим покровителям с горячими мольбами, а было это во время моих поездок по Красному морю более двадцати пяти лет назад.

Однажды, когда я и еще более восьмидесяти человек плыли по морю на маленьком парусном судне, море разбушевалось и все вокруг потемнело. Волны были такими огромными, что когда наше судно оказалось между ними, казалось, что оно так и останется на дне моря, а когда оно поднималось на гребень волны, нам казалось, что оно готово взлететь.

В этот трудный момент почитатели могил подняли шум, обращаясь со своими мольбами и прося помощи, но только не у Аллаха, Живого и Всемогущего, а у покойного, который не мог сделать ничего.

Свои смиренные и удрученные сердца они обратили к шейху Сайду Ибн Исе, да помилует его Аллах, покинувшему этот мир более шестисот лет назад. Они принялись взывать к нему со страхом и надеждой, восклицая: «О Ибн Иса, о Ибн Иса, успокой бурю, о столп религии!» -, а потом стали наперебой давать ему разные обеты, обещая исполнить их у его могилы, если только они спасутся, как будто спасение их зависело от него, а не от Аллаха Всевышнего, слава Ему.

ПОЧИТАТЕЛИ МОГИЛ ЧУТЬ БЫЛО НЕ ВЫБРОСИЛИ АВТОРА В МОРЕ

Когда я, несмотря на свою молодость, попытался убедить их в том, что в таком положении мусульманину не подобает обращаться ни к кому, кроме Аллаха, и, испытывая к ним самые искренние чувства и сострадание, попросил их обратиться за помощью к их Господу, искренне веря в Него и смиренно взывая только к Нему, и отказаться от обращений к шейху Ибн Исе, который не имеет к этому делу никакого отношения и не слышит их, не говоря уже о том, что он не может ответить на их мольбы, они пришли в возбуждение, в один голос закричали: «Вахабист, вахабист!» - и чуть было не вытолкнули меня за борт в эти бушующие волны, что обязательно и случилось бы, если бы Аллах не защитил меня от них руками некоторых людей, скрывавших свою веру и находившихся на том же судне.

Когда же буря улеглась и мы оказались в безопасности благодаря помощи и по милости Аллаха Всевышнего и только Его, но, конечно же, не шейха Ибн Исы, принявшись поздравлять друга, эти почитатели могил стали упрекать меня за плохое отношение к друзьям Аллаха, говоря, что я еще пожалею об этом. Они попрекали меня спасением, упоминая о том, что если бы не присутствие кутба, то есть шейха Ибн Исы, и если бы не его помощь в этот трудный час, то все мы пошли бы на корм рыбам.

ЛЕГЕНДЫ О ПРИСУТСТВИИ ПОКРОВИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ БЕДСТВИЙ

Я сказал им:

- Мне было больно слышать слова, свидетельствующие о таком явном неверии! Поистине, вы обижаете самих себя и измышляете ложь на шейха Ибн Ису, да помилует его Аллах.

Ведь этот покойный шейх не может услышать ваши мольбы, не говоря уже о том, чтобы ответить на них или появиться среди волн, чтобы спасти вас!

О люди, подумайте о том, что тот, к кому вы обращаетесь с мольбой, забыв об Аллахе, мертв и не слышит вас, и об этом сказано в Коране. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь слышать глухих зов, когда они обратятся вспять».
(Муравьи, 82).

Всевышний также сказал:

«Не сравняться живые и мертвые, ведь Аллах дает слышать, кому желает, а ты не заставишь тех, кто в могилах».
(Ангелы, 21).

Это всеобщая и неизменная основа бытия, и суть ее в том, что никто из покойных не слышит, если только речь не идет о ком-либо, отмеченном особо, или об особых обстоятельствах, но это особые случаи, а общее остается общим. Так на чем же, в таком случае, основываются эти почитатели могил, утверждая, что их покойные покровители слышат их? Разве в Коране говорится, что шейх такой-то или господин такой-то был особо выделен Аллахом среди других покойных, в результате чего он получил возможность слышать любого, кто бы к нему ни обращался и где бы он ни находился?

Если же мы допустим, что они все-таки слышать, разве даже в таком случае Аллах разрешил им обращаться с мольбами к ним и просить о спасении их, а не Его? И разве Он сообщил о том, что они наделены правом отвечать на их мольбы и что-то предпринимать для их спасения в случае обращения к ним с подобными просьбами? Поскольку мы не можем дать на этот вопрос удовлетворительного ответа, пусть он остается на совести почитателей могил до самого дня воскресения.

Однако из-за того, что вы не знаете законов Аллаха и отказываетесь от попыток понять то, о чем говорится с Книге Аллаха, вы и начинаете заниматься подобными глупостями, отстраняясь сердцами своими от того, кто властен надо всем, всегда находится с вами, слышит и видит, и обращаясь к бессильному покойнику, который вас не замечает, не видит и не слышит.

Что же касается нашего спасения, то к этому не имеет отношения, то к этому не имеет отношения ни Ибн Иса, ни кто-либо другой, ибо спас нас по милости и щедрости свое только Аллаха Высокий и Всемогущий, а ваши обращения с мольбой к праведным и просьбы о спасении, адресуемые пророку, не повлияли на Его решение, потому что никто из пророков, да пребудет над ними мир и благословение, и праведников, да будет доволен ими Аллах, не был с нами в этот трудный час, а был с нами один лишь Аллах единый, который ведет нас по суше и по морю. Тогда один из них начал рассуждать:

- Мы ведь не отрицаем, что Аллах превыше всех и что Он властен надо всем! Я возразил ему:

- Это старый обман, к которому прибегали еще многобожники в прошлом. Дело в том, что твои слова противоречат твоим же делам, так как если бы ты верил в то, что говоришь, и вера твоя исходила бы из сердца, то в час беды и печали ты не отворачивался бы от этого Великого Господа и Творца и не обращался бы к жалким и подвластным Ему покойникам. Это говорит лишь о том, что ты меньше веришь и меньше доверяешь Аллаху, чем прежние многобожники, которые, как о них сообщается, обращались со своей искренней верой в случае беды только к Нему.

КАК ШАЙТАН ПРЕДСТАЕТ ПЕРЕД ПОЧИТАТЕЛЯМИ МОГИЛ В ОБРАЗЕ ИХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ

Другой человек, как бы пытаясь убедить меня в чем-то, сказал:

- Ты отвергаешь друзей Аллаха и отрицаешь то, что они могут творить чудеса, и поэтому Аллах не позволяет тебе пользоваться тем, чему мы были свидетелями в этот решающий момент.

Я ответил ему:

- А кто сказал тебе, что я отвергаю друзей Аллаха и отрицаю, что они могут творить чудеса? Разве ты слышал, как я ругаю кого-нибудь из друзей Аллаха? Или унижаю достоинство кого-либо из праведных правоверных? И когда ты слышал, чтобы я отрицал достоверный факт совершения чуда кем-либо из друзей Аллаха, возможность совершения которого была дарована такому человеку Аллахом и о котором свидетельствует Его Книга и сунна Его пророка, да благословит его Аллах и да приветствует?

Разве ты слышал, например, что я отрицаю чудо, совершенное оказавшимися в пещере, которых почтил Аллах, избавив их от обрушившейся скалы, загородившей собой выход?

Или, может быть, ты слышал, как я отрицал, что друзьями Аллаха являются Абу Бакр, Умар, Усман, Али или другие сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о которых в тексте благородного хадиса сообщается, что они являются друзьями Аллаха, обрадованными вестью о рае?

А может быть, ваши слова есть не что иное, как ставшее уже традиционным обвинение, которое вы все время выдвигаете против тех, кто не согласен с вашими глупостями, не верит в ваши россказни и не желает хранить молчание о проявлениях вашего невежества?

Лучше скажи мне, чем же таким не дал мне воспользоваться Аллах, но что сумели увидеть вы в этом решающий момент?

Он ответил:

- Мы увидели великого Кутба - то есть шейха Сайда бин Ису, который предстал перед нами в виде факела света, и он взялся за мачту и обратился к морю, потребовав, чтобы оно успокоилось, и оно действительно успокоилось, а мы спаслись благодаря благодати этого великого Кутба!

Я спросил его с иронией:

- А приходилось ли тебе раньше знать шейха Сайда бин Ису аль-Амуди, умершего более шестисот лет назад? Он, конечно, ответил:

- Нет.

Тогда я спросил его:

- Тогда каким же образом ты понял, что тот, кого ты видал державшимся за мачту и повелевающим морю успокоиться, и есть шейх Сайд бин Иса аль-Амуди, если раньше тебе не приходилось с ним встречаться? Или, может быть, на тебя сошло откровение с небес, ставшее подтверждением, того, что тот, кого ты видел, если только действительно видел, и есть шейх ибн Иса?

Так как на это ему сказать было уже нечего, этот человек умолк.

ИМ ОВЛАДЕЛА ПЕЧАЛЬ, И ОН ПРЕДСТАВИЛ СЕБЕ, ЧТО ИБН ИСА ЯВИЛСЯ К НЕМУ

Я сказал ему:

- На самом деле ты не видел у мачты ни Ибн Ису, ни кого-либо другого, а просто перепугался, тобой овладела печаль и в таком состоянии не без участия шайтана тебе и представилось нечто такое, что ты принял за Ибн Ису, но все это лишь усилило твои заблуждения и невежество.

Единственным подходящим ответом, с помощью которого он решил закончить наш спор, стало то, что он закричал:

- Вахабист, неверный, безбожник! - ибо это является последним средством, к которому прибегают такие люди, когда им представляют убедительные аргументы и доказательства.

Рассказав обо всем этом, я спросил своего друга:

- Что же ты скажешь на это? Неужели всего того, о чем я рассказал, недостаточно, чтобы доказать тебе, что я был прав, говоря о том, что вера многобожников прошлого и доверие их к своему Господу в периоды бедствий была сильнее, чем вера и доверие нынешних почитателей могил?

ЛОЖЬ ПОЧИТАТЕЛЕЙ МОГИЛ

Он сказал:

- Ты проявил излишнюю строгость по отношению к этим людям, обвинив их в многобожии и заявив, что их вера в Аллаха и степень их единобожия меньше веры и степени единобожия многобожников прошлого. Ведь ты знаешь о том, что когда эти почитатели могил, как ты их называешь, звали Ибн Ису и молили его о спасении в эти трудные минуты, они делали это не потому, что не доверяли Аллаху, и не потому, что они убеждены в том, что это Ибн Иса или кто-то другой помимо Аллаха ведет их по суше или по морю, или что такие люди находятся с ними и могут слышать их призывы и отвечать на них подобно Аллаху Всевышнему, слава Ему!

Они же поступают так лишь потому, что убеждены в том, что Аллах Всевышний, слава Ему, обязательно спасет их благодаря благу их обращения к этим Его друзьям. И поэтому они обращаются к ним и произносят их имена, ибо считают, что такие люди занимают высокое положение перед Аллахом, который обязательно спасет их из уважения к своим друзьям, «над которыми нет страха и не будут они опечалены».
(См:»Корова», 59).

Я сказал ему:

- Это старая ложь, которая повторялась уже не раз и которую умный и уважающий себя человек не может принять в силу целого ряда причин.

К их числу относится и то, что если бы эти почитатели могил не верили в то, что покойные друзья Аллаха находятся с ними в горе и в радости, слыша их просьбы о спасении и отвечая на их мольбы, и что они могут спасать их, то ни за что не стали бы умолять их и обращаться к ним за помощью, проявляя покорность и смирение, подобно тому, как обращается слабый и бессильный к Всемогущему, и они не стали бы давать им этих обетов, и не обещали бы им приносить жертвы у их могил, если они помогут им спастись от гибели в море, ни по своей воле, ни по принуждению.

Неужели разумный человек стал бы звать, молить о спасении и просить о помощи того, о ком он знает, что тот не услышит его и не ответ ему, не повредит ему и не принесет пользы?

ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ К ПОКОЙНЫМ ДРУЗЬЯМ АЛЛАХА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИБО НЕВЕРИЕМ, ЛИБО БЕЗУМИЕМ

Поистине, об обращающихся с мольбами к покойным друзьям Аллаха можно сказать только одно из двух: либо они убеждены в том, что эти покойники слышат их, несмотря на разделяющее их большое расстояние, откликаются на их призывы и что-то предпринимают для их спасения, либо они и сами не верят в это. Если они убеждены в этом, а это так и есть, то подобное является большим многобожием, которого Аллах им не простит.

Если же они убеждены в том, что те, к кому они взывают, их не слышат и не могут откликнуться, тогда подобные действия свидетельствуют о безумии, но безумцы освобождаются от возложения на них обязанностей религиозного характера. Таким образом, эти почитатели могил являются либо многобожниками, либо безумцами, либо безумцами, а кем именно ты можешь решить и сам.

На самом же деле безумцами они не являются, но они обольщены шайтаном, который украсил в их глазах такие действия, связанные с проявлениями многобожия, и внушил их сердцам любовь к этому.

Если бы их вера в способность их покровителей спасать их не превосходила их доверие к Аллаху Высокому и Всемогущему, то они не отвернулись бы от Аллаха Всевышнего и Высокого и не стали бы обращаться к покойным, проявляя покорность и смирение.

Можно ли после этого впасть в еще более явное неверие и заблуждение, и что же после этого они оставили для Аллаха, который сотворил их и придал им форму?

Когда мы достигли этой точки нашего спора, мой друг сказал в замешательстве:

- Однако...Однако...-, и смущение его дошло до того, что он принялся бормотать и запинаться, делая вид, что размышляет. Я сказал ему:

- Давай оставим «однако» в стороне. Эти доказательства совершенно ясны, и вам нечего возразить и нечего противопоставить им, ибо не существует доводов в пользу этих глупостей многобожников и языческих нелепостей, если не считать таковыми обман, упорство в заблуждениях и разного рода ухищрения, прибегая к которым вы заживо хороните свою религию и убиваете свой Ислам. Потом я сказал ему:

- Я думаю, что после всех этих разъяснений мне уже ничего не надо добавлять, чтобы убедить тебя в том, что многобожие, в котором обвинял Аллах многобожников прошлых лет, состояло не в том, что они верили в тех, к кому обрались с мольбой (например, в Йагуса, Йа'ука, Насра, Лат, Уззу и манат), считая, что кто-то еще наряду с Аллахом является Творцом и Создателем, оживляет и умерщвляет, наносит вред или приносит пользу, и отрицая существование Аллаха Всевышнего или то, что Он властен надо всем, ибо ничего подобного те не утверждали, хотя были многобожниками

ДОИСЛАМСКИЙ КОММУНИЗМ

Тогда он, будто бы обнаружив какой-то аргумент, воскликнул:

- Вовсе нет, ведь в Коране говорится, что эти многобожники отрицают само существование Аллаха, и вот что говорит один из них, слова которого передал Аллах Всевышний, рассказывая о них:

- И сказали они: « Это ведь только наша ближняя жизнь;

умираем мы и живем; губит нас только время». Нет у них об этом никакого знания, они ведь только предполагают!
(Коленопреклоненная,23).

Я сказал ему:

-Поистине, это не те многобожники, о которых мы вели речь, а атеисты прежних времен. Они представляли собой грушу арабов, по стопам которых сегодня идут коммунисты, и не верили ни в Аллаха, ни в то, что, по мнению многобожников, могло приблизить человека к Аллаху. Эти атеисты отрицали само существование Аллаха, соответственно не веря ни в идолов, ни в изваяния, ни в каких бы то ни было божеств, которых многобожники избирают в качестве средства приближения к Аллаху.

Суть многобожия многобожников прошлого состоит в том, что наряду с тем, что они вели в существование Аллаха и обращались к Нему с просьбами, они просили помощи также и у других, и именно это имел в виду Аллах Всевышний, сказав:

- Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приравнивать к Нему кого-нибудь!
(Йусуф, 106).

И если бы те многобожники не верили в Аллаха, то они не избрали бы своих божеств тем средством, которое, по их мнению, могло приблизить их к Аллаху Всевышнему, как сказал об этом сам Всевышний.»

- А те, которые избрали себе покровителей, кроме Него, сказав: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью».
(Толпы,4).

Эти слова не оставляют никаких сомнений в том, что в аяте из суры «Коленоприклоненная», который ты привел, желая опровергнуть мои слова, имеются в виду не те многобожники, о которых я говорил тебе с самого начала, а группа арабов-атеистов или же коммунистов, если так можно выразиться.

Ведь в самом же деле невозможно представить себе, что те, кто защищал свое многобожие и оправдал его, говоря о своих божествах и покрывателях следующее:

- «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью» -
(Толпы,4). а также:

- «Это - наши заступники перед Аллахом» -
(Йунус, 19).

отрицали существование Аллаха, так как они избрали этих божеств своими покровителями только для того, чтобы они приблизили их к Аллаху и стали бы их заступниками перед Ним. Кроме того, существует и другие аяты, которые подтверждают то, что они открыто признавали существование Аллаха и считали Его единственным Творцом, как уже говорилось раньше.

ИСТИННАЯ СУТЬ МНОГОБОЖИЯ МНОГОБОЖНИКОВ ПРОШЛОГО

Мой друг, которого утомил этот долгий спор, сказал:

- Что же тогда следует считать тем многобожникам, в котором Аллах обвиняет многобожников на страницах Корана, разрешая безнаказанно проливать их кровь и присваивать их имущество и повелев своему посланнику сражаться с ними до тех пор , пока они не уверуют в Аллаха Всевышнего и не придут к единобожию?

Я сказал ему:

- Твой вопрос попал в точку, но точка эта является очень чувствительной, так как многие неправильно понимают то, что с этим связано, и делают серьезные ошибки. А если бы они проявили в этом вопросе рассудительность и хорошо поразмыслили бы об этом, должным образом исследовав его и сопоставив все необходимые данные, то пришли бы к выходу о том, что не имеет отношения к Исламу никто из обращающихся с мольбой или просящих о спасении не Аллаха, или приносящих не Ему жертвы и обеты или делающих для других нечто такое, что можно делать только по отношению к Аллаху Всевышнему, слава Ему, будь то пророки, или те, кто ниже их, или Аллаха или кто-либо еще.

НЕВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ОБ ИСТИННОЙ СУТИ МНОГОБОЖИЯ АРАБОВ-МНОГОБОЖНИКОВ СЕГОДНЯ ПРИВЕЛО ИХ К МНОГОБОЖИЮ

Неведение людей об этом опасном аспекте и их непонимание истинной сути того многобожия, которого придерживались многобожники прошлого, привело их к тому, что сами они многобожием не считают, но что является многобожием чистой воды. Подобное неведение запятнало их тем, что они не считают неверием, но что является именно неверием (речь идет об обращениях к покойным с мольбой, обращаемых к ним жертв и обетов, чтобы они стали заступниками обращающихся и приблизили их к Аллаху) и чего Аллах не позволял им делать.

ИБН АЛЬ-ХАТТАБ СПАСАЛСЯ МНОГОБОЖИЯ

Уже более тринадцати веков тому назад Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, опасался того многобожия, в которое впали люди сегодня. Однажды он сказал:

- Обязательно порвутся связи Ислама одна за другой - а когда его спросили:

- Если появятся в исламе те, кто не знает, что такое джахилийя. И если бы знали сегодня те, кто обращает свои мольбы к покойным, приносит им жертвы и обеты, совершает обходы вокруг могил, окружая их ореолом святости и выражая таким образом свое почтение им, и унижается перед ними, желая приблизиться с их помощью к Аллаху, что как раз этим и занимались арабы во времена джахилийи, а Аллах назвал это многобожием и посчитал неверием, то не осмелились бы заниматься этим и проявлять в этом упорство, выражая свой гнев по отношению к тем, кто порицал их за это.

Что же касается многобожия, которого придерживались многобожники прошлого и о сути которого ты спрашивал меня, желая получить разъяснения, то оно заключалось в том, что эти многобожники, обладавшие абсолютной верой в существование Аллаха и признававшие, что Он обладает абсолютной способностью распоряжаться всеми делами Вселенной, не нуждаясь для этого ни в соучастниках, ни в помощниках, изобрели нечто новое, которому Аллах не дал никакой власти, но их умы посчитали это хорошим, а души склонились к этому.

Новшество состояло в том, что они избрали себе покровителей и посредников из числа сотворенных (таких как Лат, Узза, Манат, Йагус, Йаук и Наср), к которым они стали взывать с мольбами и приносить им жертвы и обеты, желая, чтобы они приблизили их к Аллаху и стали бы их заступниками, которые помогли бы им получить то, в чем они нуждались, и рассеять их печали, хотя Аллах не разрешал им этого и был недоволен этим.

Именно это имелось в виду в Коране, где Аллах порицает их, говоря:

- И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это - наши заступники у Аллаха». Скажи: «Разве вы сообщите Аллаху о чем-либо, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!»
(Йунус, 19).

И здесь под словом «поклоняются» подразумевается «обращаются с мольбой». Аллах Всевышний также сказал:

- Нет у вас помимо Него защитника и заступника, Разве вы не вспомните?
(Поклон, 3)

ИЗБРАНИЕ ПОКРОВИТЕЛЕЙ ХОДАТАЯМИ ПЕРЕД АЛЛАХОМ И ЕСТЬ ИСТИННОЕ НЕВЕРИЕ

Основываясь на такой философии, то есть на философии использования этих божеств из числа их покровителей как ходатаев и заступников, они взывали к ним с мольбами, просили их о спасении, приносили им жертвы и давали обеты и обходили вокруг их

идолов и изваяний, превращая их в предмет своих надежд и считая их теми воротами, через которые они могут прийти к Аллаху благодаря их ручательству.

Именно такие и подобные им действия этих людей порицал Аллах, назвав их многобожием и неверием, за это Он объявил дозволенными для других их кровь и имущество, поэтому с ними сражался Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, при Бадре, Ухуде, Хунайне, Хандаке и в других местах и вследствие этого он, да благословит его Аллах и да приветствует, порвал с ними всякие родственные связи.

Подобные действия этих людей Аллах посчитал поклонением другим и приравниванием к Нему кого-то еще, разгневавшись на них и удалив их от милости своей, и все потому, что они вступили на этот путь и придумали это новшество, состоявшее а использовании ходатаев и заступников, на которых они надеялись и к которым обращались, чтобы они стали для них вратами, ведущими к Аллаху, в то время как сам Всевышний, слава Ему, не позволял им делать этого. Аллах Всевышний сказал:

- Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения?
(Корова, 256).

Мой друг сказал:

- Это тоже всего лишь красивые слова, не подкрепленные бесспорными доводами, которые могли бы убедить нас в их правильности, но где же эти подробные доводы?

Я ответил ему:

- Эти доводы также в Книге Аллаха, ибо Аллах Всевышний сказал:

- О люди! Приводится притча - прислушайтесь же к ней! Поистине, те, кого вы призываете помимо аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять у нее. Слаб и просящий и просимый! Не оценили они Аллаха должной ценой. Поистине Аллах - силен, велик»
(Хаджж, 72-73).

Таким образом в упоминавшемся выше аяте из суры «Йунус» Он выразил им свое порицание за обращение с мольбой не к Нему и избрание посредников, которые стали бы заступаться за них перед Ним, объявив подобные действия многобожием и поклонением не Ему и сказав:

- И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не верит им и не помогает, и говорят: «Это - наши заступники перед Аллахом».
(Йунус, 19).

А потом он выразил им свое порицание, объявив недействительными их мольбы и выдвинув свои возражения на их аргументы об использовании заступников, и Всевышний сказал:

- Скажи: «Разве вы сообщите Аллаху о чем-либо, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!»
(Юнус). 25

Это означает, что Аллах Всевышний, слава Ему, не нуждается в том, чтобы кто-нибудь в этом мире обращался к Нему через ходатая или заступника, ибо ничто из положения Его рабов и так не остается скрытым от Него, чтобы они прибегали к посредникам, которые сообщали бы Ему о том, что осталось для Него неизвестным, ведь Аллах намного выше этого!

Всевышний высказал им свое порицание за использование в качестве посредников тех праведников, о которых они придерживались хорошего мнения, и разъяснил им, что те, к кому они взывают помимо Него, являются такими же рабами как и они сами и даже самим себе не могут ни помочь, ни отвратить от себя вред, не говоря уже о том, чтобы указать им на нечто дурное для них или отвратить от них зло, ибо и сами эти люди обращаются к Аллаху со страхом и надеждой на Его милость, несмотря на свою близость к Великому и Высокому. Аллах Всевышний сказал:

- Скажи: «Взывайте (:»...вы взываете...») к тем, кого вы утвердили помимо Него: они не в состоянии отвратить от вас зло или применить!» Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надо остерегаться!
(Ночное путешествие, 58-59)

А указывая на то, что обращение с мольбой не к Нему, а к сотворенному Им, является многобожием, Всевышний сказал:

-...а те, кого вы призываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей. Если вы зовете их, они не слышат вашего зова, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день воскресения они откажутся от вашего многобожия. Никто не даст тебе вести так, как знающий!
(Ангелы, 13-14).

Всевышний также сказал:

- И к Нему обращается зов истины, а те, которых они призывают помимо Него, не отвечают им ничем, разве что так, как простирающий свои руки к воде, чтобы она дошла до его рта, но она не доходит до него. Ведь молитва неверных - только на ложном пути!
(Ангелы, 13-14).

Всевышний также сказал:

- Разве не к Аллаху обращаются с чистой верой? А те, которые избрали себе посредников помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью». Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся!
(Толпы, 3-5).

Это лишь некоторые, но не все доводы, которые подтверждают правильность того, что я говорил тебе о многобожниках, и раскрывают истинную суть того многобожия, которого они придерживались. Это именно то многобожие, в которое многие люди впадают потому, что не знают, в чем оно состоит.

РАЗРУШЕНИЕ ГЛАВНОГО СОМНЕНИЯ, ЗА КОТОРОЕ ДЕРЖАТСЯ ПОЧИТАТЕЛИ МОГИЛ

Мой друг сказал:

- Поистине, те ниспосланные Аллахом аяты, которые ты мне приводил, касались только многобожников из числа арабов, живших во времена джахилийи, а те, кто сегодня просит своих покровителей о спасении, не имеют никакого отношения к этим аятам, и они не могут применяться к этим людям.

На это я возразил ему:

- Но это - несостоятельный довод и уже известный обман!

Эти аяты и в самом деле были ниспосланы в то время, когда жили эти арабы - многобожники, и в них речь шла об этих людях, но ведь и весь Коран был ниспослан в то время, и тем не менее он остается вечной Книгой и словом Аллаха, обращенные к рабам Его во все времена и в любом месте, ибо веления Его вечны, и их необходимо выполнят, также как вечны Его запреты, и поэтому следует избегать запрещенного Им до самого дня воскресения.

Назидания и смысл Корана носят всеобщий характер, поэтому аяты его касаются не только каких-то частных случаев, а общий принцип, которого придерживаются все мусульмане, состоит в том, что каждое суждение Корана связано с определенным отклонением, и если где-либо возникают отклонения, следует применять соответствующие суждения.

Отклонением, связанным с многобожием многобожников прошлого, являлось то, что они взывали с мольбами к таким же рабам, каковыми являлись и сами, забывая об Аллахе, и полагались на них, желая сделать их своими заступниками перед Аллахом. Но ведь то же самое делают и сегодня почитатели могил, так как они обращаются к своим покровителям и молят их о спасении, желая обратиться через них к Аллаху. Именно поэтому и выносится суждение о многобожии как тех, так и других безо всяких различий, ведь их объединяют общие цели и дела, то есть обращение не к Аллаху с мольбами и принесение не Ему жертв и обетов для того, чтобы добиться заступничества перед Аллахом. Он сказал:

- Поистине, твоя аналогия, на основании которой ты вынес суждение о многобожии как тех, так и других, не делая между ними различий, является аналогией без учета существующего различия, и поэтому с ней согласиться нельзя.

Я ответил ему:

- Сейчас, когда я разъяснил тебе то, что неверие многобожников прошлого состояло в том, что они выбирали себе ходатаев и заступников, обращаясь к ним с мольбами и принося им жертвы и обеты, и доказал тебе, что сегодня почитатели могил делают абсолютно тоже самое и идут за ними след в след, можешь ли ты объяснить мне, в силу чего действия одних являлись проявлением неверия и многобожия, за что Аллах наказывает вечным пребыванием в огне, а действия других являются всего лишь допустимыми просьбами, и они угодны Аллаху, который не наказывает за это, хотя и те и другие занимались одним и тем же и преследовали одни и те же цели?

Он ответил:

- Между ними есть несколько различий. Во-первых, (В дальнейшем другие порядковые номера не приводятся. Очевидно, автор считает, что это ясно и так из контекста (издатель).

Эти многобожники поклонялись не Аллаху, что они сами открыто и призывали, ибо Аллах передал, что они сказали:

-»Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью».
(Толпы,4).

Если же говорить об обращающихся к своим покровителям сегодня, то они отвергают поклонение не Аллаху и заявляют о том, что, взывая с мольбой к покойным друзьям Аллаха и обращаясь к ним с просьбами о спасении, они не имеют намерения поклоняться им, а лишь испрашивают у них благословения и прибегают к ним как к средству, что и свидетельствует о том, что суждения об этих людях быть различными.